Сокращение сотрудников – это всегда болезненный и трудный процесс как для самих сотрудников, так и для руководителей. Приятно видеть лидеров компаний, которые увольняют людей так, как это сделал СЕО Airbnb Брайан Чески. Почитайте, какое письмо он написал всем сотрудникам в начале мая 2020 года, в самый разгар пандемии Covid-19.
Это мое седьмое письмо к вам, которое я пишу, работая из дома. Каждый раз я делился с вами и хорошими и плохими новостями, но сегодня у меня только грустные новости для вас.
Когда вы спрашивали про сокращения, я говорил, что ничего нельзя исключать. Сегодня я должен подтвердить, что мы сокращаем сотрудников Airbnb. Для компании как наша, чья основная миссия связана со сплоченностью, это невероятно тяжелое решение, но оно будет еще тяжелее для тех, кто будет вынужден покинуть Airbnb. Я поделюсь всеми подробностями о том, как я принял это решение, что мы сделаем для тех, кто уходит и что будет происходить дальше.
Позвольте мне начать с того, как мы пришли к этому решению. Сейчас мы все вместе переживаем самый ужасный кризис в нашей жизни, с его началом путешествия прекратились по всему миру. Это очень сильно ударило по бизнесу Airbnb: по нашим прогнозам наша выручка будет в два раза меньше, чем в 2019 году. Понимая это, мы привлекли 2 млрд долларов и серьезно сократили расходы, это коснулось буквально всех уголков нашей компании.
Хотя эти действия и были необходимы, стало ясно, что нам придется идти дальше, когда мы столкнулись с двумя проблемами:
- Мы точно не знаем, когда туризм возобновится
- Когда это произойдет, туризм уже не будет прежним
Мы знаем, что бизнес Airbnb полностью восстановится, но изменения, через которые мы сейчас проходим не временные. Поэтому нам нужно проводить более фундаментальные изменения в Airbnb, сокращать людей и больше фокусироваться на нашей бизнес стратегии.
Из 7500 сотрудников Airbnb примерно 1900 наших коллег должны будут покинуть компанию, это около 25% наших сотрудников. Поскольку мы не можем позволить себе делать все то, что делали до этого, эти сокращения должны помочь нам сфокусироваться.

Более сфокусированный бизнес
Туризм в новом мире будет выглядеть по другому и нам нужно подготовить Airbnb к этому. Людям будут нужны варианты ближе к дому, безопаснее и доступнее по цене. Но люди будут скучать по чему-то, что у них отняли – по человеческому общению. Когда мы только создавали Airbnb мы думали об ощущении, что ты нужен и об общении. Этот кризис заострил наше внимание на том, что было в самом начале и вернул нас к нашим корням, к тому, что характерно для Airbnb – к обычным людям, которые предлагают свои дома и впечатления.
Это значит, что мы должны сократить наши инвестиции в те проекты, которые не оказывают положительного влияния на наш основной бизнес. Мы ставим на паузу наши проекты Transportation и Airbnb Studios и мы сократим наши инвестиции в Hotels и Lux.
Эти решения не являются показателем того, как работали люди в командах и это не значит, что все члены этих команд покинут нашу компанию. Многие команды сократятся в размере, но это будет зависеть от того, насколько хорошо эти команды соответствуют новому вектору развития Airbnb.
Как мы подошли к сокращениям
Было важно сформулировать основные принципы, руководствуясь нашими ценностями, для того, чтобы принимать решения о сокращении наших сотрудников. Вот эти принципы:
- сопоставьте все сокращения с нашими будущими бизнес-целями и ресурсами, которые нам могут понадобиться
- делайте все возможное для тех, кто попал под сокращение
- соблюдайте приверженность политики равноправия (diversity)
- оптимизируйте коммуникации 1-на-1 для тех, кто попал под сокращение
- подождите с объявлением решений, пока не будете обладать всей необходимой информацией
Я сделал все возможное, чтобы соответствовать этим принципам.
Процесс сокращения
Наш процесс начался с создания более сфокусированной бизнес стратегии, построенной на устойчивой модели затрат. Мы оценили каждую команду и ее соответствие нашей новой стратегии, определились с размером каждой команды в будущем. После этого мы провели всесторонний анализ каждого члена команды и приняли решения, основанные на критически важных навыках для наших будущих целей и потребностей.
В результате нам придется расстаться с товарищами, которых мы любим и ценим. Эти люди покидают Airbnb и другим компаниям очень повезло, что они к ним придут.
Чтобы позаботится о тех, кто уйдет из Airbnb мы предусмотрели выходное пособие, страховку здоровья и поддержку в поисках работы. Мы сделали все возможное, чтобы проявить сострадание к нашим бывшим сотрудникам.
Расторжение трудового договора
Сотрудники в США получат заработную плату за 14 недель в момент увольнения, плюс по одной неделе за каждый год работы в Airbnb, причем, года будут округляться в большую сторону. Например, если кто-то работал в нашей компании 3 года и 7 месяцев, то он получит дополнительную оплату за 4 недели.
Сотрудники за пределами США получат оплату не менее чем за 14 недель, плюс дополнительные выплаты, в соответствии с законодательством страны нахождения сотрудника.
Акции
Мы отменяем минимальный срок работы в компании для получения акций сотрудниками. Даже если вы проработали в Airbnb меньше, чем один год, вы будете акционером нашей компании. Дополнительно каждый уходящий имеет право на вестинг акций 25 мая 2020 года.
Медицинская страховка
В разгар глобального кризиса в здравоохранении мы хотим сократить бюджет на покрытие медицинской страховки. В США мы будем покрывать 12 месяцев медицинской страховки через систему COBRA. Во всех остальных странах мы покроем медицинскую страховку до конца 2020 года. Это происходит потому, что мы юридически не можем покрывать страховку или наши текущие планы не позваляют нам это сделать. Также мы обеспечим 4 месяца психологической поддержки и помощи через сервис KonTerra.
Помощь в поисках работы
Наша цель помочь нашим сотрудникам, кто покинет Airbnb найти работу как можно скорее. Вот пять вещей, которые мы планируем для этого сделать:
- Мы запустим сайт для помощи в поиске новой работы для всех наших сотрудников, попадающих под сокращение. Все, кому это необходимо смогут разместит на этом сайте свои резюме и портфолио, все то, что может быть интересно потенциальным работодателям.
- Мы создадим команду помощи выпускникам. До конца 2020 года наши рекрутеры будут помогать нашим уходящим коллегам найти работу.
- Мы предлагаем воспользоваться в течении четырех месяцев услугами компании RiseSmart. Эта компания специализируется на карьерных консультациях и помощи в поиске работы.
- Мы просим всех коллег, кто остается в Airbnb оказать посильную помощь своим бывшим коллегам в поиске работы.
- Мы понимаем, что компьютер – важнейший рабочий инструмент для наших сотрудников. Поэтому мы разрешаем оставить себе все рабочие ноутбуки сотрудникам, уходящим от нас.
Вот что будет дальше
Я хочу, чтобы вы поняли как можно скорее. У нас есть сотрудники в 24 странах и время, за которое мы должны предупредить сотрудников о расторжении трудового договора, очень сильно зависит от местных законов и практики. В некоторых странах требования весьма специфические. Хотя процесс сокращения сотрудников может быть разным в разных странах, мы постараемся, чтобы для каждого из вас он был максимально индивидуальным.
Те из вас, кто покидает нашу компании и находится в США и Канаде, в течении ближайших часов получат по электронной почте приглашение на встречу с руководителем вашего подразделения. Для нас было важно, чтобы везде, где это возможно юридически, сотрудники провели встречу 1-на-1 со своим руководителем. Последний рабочий день для увольняемых сотрудников в США и Канаде будет 11 мая 2020 года. Мы чувствуем, что понедельник понадобится людям, чтобы попрощаться – мы понимаем и уважаем важность этого действия.
Некоторые сотрудники, которые остаются в компании, получат новые роли. Для них также будут запланированы индивидуальные встречи с руководством.
В 18 часов по тихоокеанскому времени я проведу общую встречу для нашей Азиатско-Тихоокеанской команды. Такая же встреча для нашей Европейской и Ближневосточной команды пройдет в 12 часов по тихоокеанскому времени. После каждой встречи мы будем переходить к следующим этапам нашего плана в каждой стране этого региона, учитывая местную практику и специфику законодательства.
Я попросил всех руководителей Airbnb подождать до конца недели и после этого собрать свои команды и тем самым проявить уважение к нашим уходящим товарищам. Я хочу дать каждому из вас время на то, чтобы подумать над тем, что вы узнали сегодня и после этого я планирую провести еще одну встречу в формате вопросов и ответов.

Несколько заключительных слов
Как я узнал за последние восемь недель, кризис дает нам понять, что для нас действительно важно. Несмотря на то, что мы пережили ураган, некоторые вещи стали для меня более ясными, чем когда бы то либо.
Во-первых, я благодарен каждому в Airbnb. На протяжении этого мучительного опыта вы все вдохновляли меня. Даже в самые плохие моменты я видел лучших из вас рядом. Сейчас мир нуждается в человеческом общении как никогда прежде и я знаю, что Airbnb будет соответствовать этой потребности. Я верю в это, потому что я верю в вас.
Во-вторых, я испытываю глубочайшую любовь ко всем из вас. Наша миссия заключается не только в путешествиях. Когда мы только запускали Airbnb наш слоган звучал так: “Путешествуй как человек”. Человеческая составляющая всегда была для нас важнее, чем туристическая. Для нас важна принадлежность, а в основе принадлежности лежит любовь.
Для тех из вас, кто остался
Один из важнейших способов показать свое уважение к тем, кто уходит, это дать им понять, что их вклад в наше дело важен и что они всегда будут частью истории Airbnb. Я уверен, что их работа будет жить в нашей компании и дальше.
Для тех из вас, кто уходит
Мне искренне жаль. Пожалуйста, поверьте, что это не ваша вина. В мире всегда нужны будут нужны таланты и качества, которые вы принесли в Airbnb… которые помогли построить Airbnb. Я хочу от всего сердца поблагодарить вас за то, что поделились ими с нами.
Брайан
Оригинал сообщения в блоге Airbnb.